Что для вас цифровой университет? Ректор ГрГУ имени Янки Купалы Ирина Китурко с ходу отвечает: «Это наш стиль жизни!» Цифровые технологии здесь действительно пронизывают практически все грани. А ведь начинались эти процессы, как и у многих, с элементарного оборудования рабочих мест компьютерами, но постепенно превратились в целую информационно–коммуникационную систему, работающую как на внутреннюю, так и на внешнюю среду. В первом случае для студентов, преподавателей и сотрудников вуза, а во втором — для абитуриентов и их родителей, для заказчиков кадров. И сегодня среди ключевых достижений цифрового университета Ирина Федоровна выделяет совершенствование содержания и технологий обучения, а также оптимизацию управления:
— Мы не просто заменяем бумагу на цифровой формат, а создаем базу знаний на основе взаимосвязанных цифровых документов. К примеру, журнал учета нагрузки для профессорско–преподавательского состава существует только в электронном виде. Из электронного расписания (оно есть и в мобильной версии для студентов и преподавателей) в этот журнал поступает информация об учебной дисциплине, времени и месте проведения занятия. Из учебной программы, которая тоже формируется в электронном сервисе и размещается на образовательном портале, — тема занятия и количество часов. В итоге задача преподавателя, после того как он провел лекцию или практическое занятие, лишь, введя пароль, зайти в свой личный кабинет и подтвердить. Всю отчетность за него автоматически сделает система.
Еще один сервис — электронный журнал куратора с полной информацией о студенте. Появился он, собственно, по инициативе ГрГУ имени Янки Купалы. Впрочем, неудивительно, ведь в цифровом виде в университете даже сведения о медосмотрах и расчетные листки заработной платы, а также рейтинг преподавателей, который формируется автоматически на основе базы данных. Строже подход и к студентам, ведь все работы выпускного курса и магистрантов проверяют с помощью программы «Антиплагиат». А еще именно в ГрГУ имени Янки Купалы впервые стали не просто объяснять абитуриентам, как заполнять бланки тестирования, а сняли обучающее видео, которым теперь пользуются по всей стране.
— Мы гордимся, что наши цифровые сервисы — продукт собственной разработки, — отмечает ректор. — И многими из них уже пользуются наши коллеги в вузах Гродно и Минска. Мы обеспечиваем поддержку безвизовой зоны Grodnovisafree. Кроме того, разрабатываем сервисы для организаций и предприятий города. А по итогам прошлого года именно наш университет получил грамоту Министерства образования за внедрение информационно–коммуникационных технологий в образовательный процесс и управление университетом. Мы поставили перед собой и реализуем важную задачу: направить потенциал людей на модернизацию содержания образования и внедрение инновационных технологий преподавания, подготовку специалиста, способного обеспечить опережающее развитие экономики, социальной сферы и общества в целом. Все это соответствует Миссии нашего университета: выявить, раскрыть и реализовать потенциал человека и университета в пространстве межкультурного диалога.
ГрГУ им. Я.Купалы в интернете
- В прошлом году ГрГУ им. Я.Купалы впервые вошел в рейтинг QS EECA. В этом году улучшил свои позиции и занял место со 151–го по 160–е среди 2.500 вузов.
- Третье место среди белорусских вузов в Webometrics.
- Вторая позиция среди белорусских вузов в рейтинге UniRank (4icu).
Самый важный сервис университета — образовательный портал, который стал не просто хранилищем полезной информации, а обязательным средством коммуникации между преподавателями и студентами. Ирина Федоровна подчеркивает:
— Мы видим, как положительно влияет такая коммуникация на формы занятий. Любая модернизация начинается с инновации в голове. Поэтому, чтобы цифровые сервисы работали, нужно обучать преподавателей, использовать новые образовательные и информационно–коммуникационные технологии. И в этом смысле мы тоже продвинулись: создали стройную систему повышения профессионального мастерства преподавателей. Один из элементов этой системы — инициативный проект университета — электронный научно–методический журнал «Университет образовательных инноваций». Информационно–коммуникативное пространство журнала предоставляет возможность диалога по вопросам использования инновационных образовательных технологий и обмена опытом ученых, педагогов–практиков, учителей, студентов и школьников по вопросам развития образования в современных условиях. Это позволяет активно внедрять инновационный опыт в образовательный процесс в университете, видеть обратную связь, презентовать результаты.
ИНТЕРНЕТ-ресурсы ГрГУ им. Я.Купалы В ЦИФРАХ
- 70 сайтов и 20.000 посещений ежедневно
- 350.000 страниц на 5 языках
- 6 соцсетей и 17.500 пользователей
Что у студента в «кабинете»?
Заходим в образовательный медиакомплекс, где у первокурсников специальности «Международное право» лекция по дисциплине «История государства и права Беларуси». Вместо привычной доски — на стене интерактивная панель, поэтому преподаватель Марина Колоцей, начальник учебно–методического управления, в пару кликов объясняет нам, как возможности образовательного портала позволяют организовать работу во время занятия и что дают цифровые сервисы студенту.
На образовательном портале виртуальные личные кабинеты есть у всех преподавателей и студентов. Вся информация в них формируется автоматически и поступает из структурных подразделений университета. Образовательный портал позволяет в любое время из любой точки мира из любого устройства каждому студенту получить доступ к необходимым материалам для обучения. Заглядываем в такой кабинет первокурсницы Карины. Видим все — от расписания до личного рейтинга студента. Во вкладке «Приказы» у перво-курсницы пока только приказ о зачислении. В дальнейшем здесь автоматически появятся документальные подтверждения всех событий, связанных с учебой в университете, поясняет Марина Яцековна. И если преподаватель получает в свой личный кабинет расчетные листки о зарплате, то студент–бюджетник — сведения о стипендии, а платник — об оплате за обучение. В личном кабинете отражены все достижения студента в учебной, научной, общественной и спортивной жизни в университете. В личном кабинете к концу учебы формируется еще и рейтинг. Здесь же находим и электронную зачетную книжку. А в соседней вкладке — перечень всех книг, полученных в библиотеке, причем с пометкой, когда вернуть и как подписать цифровой обходной лист, не посещая все филиалы библиотеки.
Просматриваем и курсы, которые изучает студентка на протяжении семестра. По каждому из них размещены все необходимые учебные материалы, и здесь же можно пройти тесты (в том числе с дедлайном!), найти нужную литературу и вопросы к зачетам и экзаменам, а на форуме обсудить с преподавателями и однокурсниками все волнующие вопросы по учебной дисциплине, представить результаты выполненных работ, сравнить их с работами других студентов. Преподаватели не скрывают, что сервисом довольны: отговорка «не нашел учебник в библиотеке» или «не знал, где почитать» тут не сработает.
Есть у личного кабинета студента и еще одна важная функция. Нужно составить резюме? В кабинете бережно хранятся все достижения за годы учебы.
В ПЛАНАХ ВУЗА
В ГрГУ уверены, что в ближайшем будущем новый виток в развитии инноваций даст научно–технологический парк, где собираются коммерциализировать разработки студентов и преподавателей. А уже в этом учебном году в структуре цифрового университета появится и виртуальное кадровое агентство, которое поможет еще лучше сделать взаимодействие между выпускниками и работодателями. Вскоре будет создан кластер дистанционного образования, для которого уже наработана база.
Ольга КОНСТАНТИНОВА.